Главная страница ХК МОТОР Барнаул
Архив
 Архив >  Все сезоны >  Сезон 1991-1992 >  Статьи и комментарии >  БАРНАУЛЬЦЫ БРОСАЮТ ВЫЗОВ


Сезон 1991-1992
Статьи и комментарии

Делимся опытом работы
БАРНАУЛЬЦЫ БРОСАЮТ ВЫЗОВ
Лямкин В.Н.

Сразу оговорюсь, что наша хоккейная команда "Мотор" никогда не была законодательницей хоккейной "моды" в своем регионе. Поэтому закономерно, что зритель особо и не баловал хоккеистов Барнаула своими посещениями матчей. Команда влачила жалкое существование во второй лиге, ежегодно занимая места в середине турнирной таблицы, а то и ниже. В конце концов Алтайский моторный завод, пытавшийся ежегодно избавиться от своей команды, к началу прошлого года успешно решил свою глобальную задачу, и команда в полном, составе была выведена из штата профкома. Хоккеисты Барнаула сохранили свое давнее название команды только из уважения к историческому прошлому своего клуба. С этой минуты "Мотор" стал хозрасчетным клубом, не имея в своей кассе ни гроша. С горем пополам директор спортклуба В. Бугорский сумел отвоевать у завода свой же стадион, построенный еще в 1966 году хозспособом, мозолями и потом своих же хоккеистов, тренеров и болельщиков Начался новый исторический отсчет времени...

Бугорский прекрасно понимал, что содержание хоккейной команды на полном хозрасчете, учитывая ее смету расходов, потребует новые формы работы. А тем временем цены в стране перешли из бега трусцой в лошадиный галоп. Я не скажу, что спортклуб только собственными силами выжил в это трудное для него время, когда большинство спортивных функционеров в городе прочили ему неминуемую гибель. Краевые и городские власти не остались в стороже и помогали чем могли. Не сидели сложа руки и в спортклубе "Мотор", работники которого занимались не только организацией, спортивных мероприятий, но и коммерческой деятельностью.

Уже в начале лета 1991 года, перед новым хоккейным сезоном, В. Бугорским было принято решение об усилении пропаганды развития хоккея в городе. Для этого директор и ввел в штат спортклуба новый отдел, который бы только и занимался рекламой деятельности спортклуба, популяризацией хоккея, организацией спортивных мероприятий. Притом на таком уровне, чтобы болельщик, придя на хоккейный матч, захотел бы посетить и следующий, "независимо от качества игры своей команды.

Все лето мы готовились к открытию чемпионата страны. Достали две тонны бумаги для изготовления собственной хоккейной газеты и хоккейного ежегодника, заказали пять видов значков с эмблемой клуба, цветные фотографии команды и ее лучших- звеньев, два вида вымпелов. Отправили в Нижний Тагил на турнир вместе со своей командой съемочную группу для создания видеофильма о жизни и игре нашей команды. Забегая вперед, скажу, что этот фильм был, снят, как и следующий, уже во время чемпионата страны. Отпечатали мы и 50 тысяч карточек хоккейного тотализатора, готовились к денежно-вещевой лотерее, а также к аукциону. Попутно провели два коммерческих турнирах на. своем стадионе по мини-футболу среди команд болельщиков "Мотора". Подключили знающих людей к разработке сценария открытия чемпионата страны.

За две недели до начала чемпионата мы задействовали радио и телевидение, органы печати, предоставив им всю информацию о предстоящем празднике, который начинался за час до начала первой игры с уфимским "Авангардом". На каждой рекламной тумбе" информационных досках, остановках для общественного транспорта и проходных заводов можно было встретить красочные афиши с магическим словом - хоккей! Через главные улицы города широко раскинулись транспаранты с датой открытия хоккейного сезона. Результат такой 'пропаганды хоккея дал результат досель невиданный: за час до начала матча, когда свет в зале Дворца спорта погас и ярко "юпитерами" осветилась сцена, поднятая на три метра в высоту (прямо над выходом из тоннеля), призывно зазвучали фанфары, четырехтысячный зал в едином порыве зааплодировал. На сцену в течение часа, поочередно, поднимаются ведущие мастера городской эстрады: солисты, актеры, пародисты, юмористы, а также лауреаты всесоюзной телевизионной программы "Утренняя звезда", барнаульцы Е. Черновский и Е. Кривощеин. Зал стонал от восторга, рукоплескал и пытался даже подпевать наиболее известные песни.

У нас же в этот момент в голове стучала одна назойливая мысль - только бы не подвели хоккеисты... Их встретили овацией и цветами. В перерывах матча был организован шуточный аукцион: первую заброшенную шайбу "Мотором" продали за 25 рублей, а "черный" ящик, в котором оказался живой ушастый кролик - за 150. "Мотор" не подвел, одержав уверенную победу - хоккейный бум в городе был обеспечен.

На следующий день в магазинах, автобусах и трамваях можно было услышать: - Ты был вчера на хоккее? Вот это - да! И концерт, и масса буфетов, и игра! Обязательно сходи! Вот купил там хоккейную газету "Мотора", смотри - вся в фотографиях!

Такое было приятно слышать. Звонили начальники, друзья и просто болельщики - все поздравляли и желали: так держать! А мы были полны новых творческих планов...

На следующие матчи мы провели спортивно-вещевую лотерею, билеты на которую можно было купить в любом киоске "Союзпечати" и кассах. Дворца спорта еще за месяц до матчей. И опять полный зал зрителей - поддержка команде обеспечена. В перерывах матча болельщики, могли купить не только хоккейную газету "Моторостроитель", значки, цветные фотографии команды и ее лучших игроков, вымпела, календари-справочники и книги различных городов страны и издательств, но и программы "Мотора" прошлых лет. Пользовалась успехом в продаже и книга "Под флагом Мотора", выпущенная тиражом в 5 тыс. экземпляров. В ней можно было найти всю текущую информацию, о команде, а также об истории ее создания. Ведь это! сезон был юбилейным для "Мотора" - 25 лет в классе "А"!

Успешно дебютировал и наш хоккейный тотализатор - "Спортпрогноз". Достаточно было указать в купленной карточке, за один рубль, правильный результат (угадать исход матча), и угадавший после окончания матча получал денежный выигрыш, а наиболее отличившиеся оракулы хоккея - еще и книгу "Под флагом Мотора" с автографами игроков команды. Всего в течение сезона было проведено 16 тиражей этого тотализатора, и неизменно он пользовался успехом: продано было около 9 тыс. карточек. Причем с каждым тиражом количество проданных билетов возрастало, и это было связано напрямую с тем, что один из работников спортклуба "Мотор" постоянно рекламировал тотализатор через мегафон, стоя рядом с ящиком из прозрачного оргстекла, на котором было крупно написано "Спортпрогноз". Продажу карточек мы начинали ровно за час до начала каждого матча и заканчивали ровно в начале его. На каждый матч наняли профессионального органиста, который обеспечивал игровой тонус командам на протяжении матча.

На матчи "Мотора" болельщики стали ходить с большим удовольствием, и билеты купить в кассах Дворца спорта, чтобы не опоздать к началу матча, стало проблемой. Но и эту проблему мы решили очень быстро: поставили около касс двух работников спортклуба, которые торговали билетами с рук. Гак мы избавили собственных болельщиков от очередей за билетами. Торговали билетами на хоккей мы и на городском вещевом рынке (барнаульской "барахолке") с радиофицированной машины. Развозили билеты по киоскам "Союзпечати".

После серии аншлагов "Мотор" вышел в лидеры, и если бы не конфликтная ситуация, возникшая в это время между ведущими игроками команды и бывшим главным тренером В. Стройнюком, то вполне вероятно, что "Мотор" смог бы побороться за место в пятерке сильнейших команд зоны.

Команду возглавил новый главный тренер А. Сыроежков, который сумел улучшить микроклимат в команде. Он был частым гостем на краевом телевидении и радио, давал интервью для местных газет. О команде в городе стали больше знать не только из-за этого, но в большей степени потому, что руководство спортклуба нашло контакт с прессой, и хоккейная информация о команде в местных газетах стала. появляться очень часто.

В течение хоккейного сезона клубом было подготовлено семь номеров хоккейной газеты: к каждой серии домашних матчей. Причем отчеты в собственной газете о хоккейных матчах "Мотора" писал профессиональный журналист А. Якушев, скандально известный в городе тем, что будучи сам в прямой зависимости от администрации моторного завода (являясь корреспондентом заводской газеты), неустанно ее же и изобличал в кознях вокруг команды. Разоблачал их акции против команды до тех пор, пока нашу газету не закрыли годом раньше (в сезоне 1990-91 гг. вышло только пять номеров хоккейной газеты). За это время любители хоккея полюбили нашу газету не только в Барнауле, но и в Томске, Омске, Нижнем Тагиле и Усть-Каменогорске: везде, куда мы посылали остатки очередного тиража. Со всеми вышеуказанными городами мы установили твердую связь и регулярно обменивались печатной продукцией по ее номинальной стоимости. С этого момента о "Моторе" стали регулярно читать не только на Алтае. А у нас стал накапливаться солидный банк информации о других командах.

Со следующего сезона мы планируем выпускать хоккейную газету регионального значения и по праву будем считать себя в этом важном деле (пропаганде хоккея) безусловными лидерами не только в своем регионе, но и во всей первой лиге, так как прекрасно информированы о полной бездеятельности хоккейных клубов других городов в пропаганде хоккея. Ведь хоккей - это игра для болельщиков прежде всего. А как он будет относиться к своей команде, если руководители хоккейных клубов больше всего думают о своем благополучии и меньше всего о своих болельщиках.

Наш спортклуб "Мотор" вызывает на соревнование по организации хоккейных матчей все - клубы второй лиги. Пора повернуться во всех городах России к собственным болельщикам наконец-то лицом. Думаем, что в каждом городе найдутся умные, инициативные и любящие хоккей организаторы. Надеемся, что итоги этого конкурса еженедельник "Хоккей" подведет после окончания очередного сезона.

О своих успехах мы пишем не из чувства превосходства над остальными клубами, а для того, чтобы в других городах изучали и применяли наш опыт работы. Чтобы везде в России люди ходили на хоккей как на праздник.

Август 1992 г.

Последнее обновление: 20.06.2000

Сайт болельщиков хоккейного клуба "Мотор" Барнаул, 1998-2006.
При использовании информации, размещенной на сайте, ссылка на источник обязательна.
Контактные адреса команды разработчиков сайта.