Главная страница ХК МОТОР Барнаул
Пресса
О "Моторе"
"МК на Алтае" #27 (214), 5–12 июля 2001 г.

Данный материал не появился бы на свет, если бы журналистами "Свободного курса" в очередной раз не предпринялись попытки разжечь ажиотаж вокруг ситуации в хоккейном клубе "Мотор". Лоббирование кандидатур тренеров Стаина и Сыроежкова зашло слишком далеко. "Противостоянию" даются однозначные оценки, и рассуждения уже доходят до озвучивания версий.

Все претензии к слабым результатам выступления команды уже в ряде сезонов, равно как и к слабому материальному положению, сводятся в один адрес — к президенту клуба В.Бугорскому. Пытаясь представить свой подход как наиболее профессиональную точку зрения, корреспонденты все проблемы относят больше к сфере взаимоотношений, приводя, как им кажется, убедительные доводы и примеры. Почему, мол, один плохой, другой хороший. Соответственно предлагаются такие же выводы. Кого-то убрать, кого-то назначить. Поэтому вокруг "Мотора" одни страсти, эмоции и словоблудие. При отсутствии анализа.

Дела же обстоят куда более серьезно. Вся проблема у "Мотора" в том, что он не вписан в структуру цивилизованных отношений в системе "власть — клуб — собственность — финансы". Созданный десять лет назад, он до сих пор остается "неродным дитятей" для края. "Мотор" существует сам по себе, и отношения с клубом строятся исключительно на коммерческих принципах. Аренда льда обходится "по полной катушке" для взрослых и детей, существенно сокращая тренировочный процесс, и, естественно, влияя на мастерство. В то же время на поддержание льда "в неурочное время" тратятся практически такие же ресурсы, как и при его пользовании. Но каток простаивает, т.к. у Дворца нет прямого финансового интереса. ДЮСШ же приходится разбивать площадку на части, чтобы разновозрастные группы могли "встать на коньки", и разом три команды проводят тренировки. Воспитание полноценной смены мастерам затруднено. Кому нужна такая "экономия"? Почему нельзя пустить "Мотор" на лед в "пустующие" часы по себестоимости затрат плюс оплата персонала?

С другой стороны, не упорядочены финансовые потоки. Последние годы значительную помощь клубу оказывает краевой бюджет и немного подкидывают спонсоры. Но денег все равно не хватает. После их использования возникают объективные недовольства. Затем следует череда проверок и закономерные споры о том, что куда направлено и как было бы лучше. Опять же это издержки того, что клуб брошен на произвол в рыночную стихию отношений. Соответственно каждое движение финансовых средств на счетах вызывает солидные налоговые платежи. Оптимизировать их достаточно трудно без участия власти. Законные способы здесь также имеются если выстроить более оптимальную структуру: "власть — клуб — игроки".

С этих позиций и нужно подходить к двум приоритетным сейчас вопросам. Первый — это права владения и пользования Дворцом спорта, где ведущая роль должна принадлежать краевым властям. Тогда бюджетные деньги, адресованные "Мотору", не будут частично возвращаться в виде обязательных отчислений опять государству при ремонте и эксплуатации данного спортивного сооружения. Второй — это четкие разграничения в деятельности клуба хозяйственных вопросов и спортивных. В денежном выражении экономия здесь очень приличная, т.к. игроки попадают в льготную шкалу по налогообложению. И последнее. Размеры оплаты и вознаграждений игроков напрямую должны связываться с результатами игры. Для этого полезно пересмотреть существующую систему поощрений и наказаний. Суть проблемы состоит в том, что разрешение трудностей сегодня лежит в области, которую регулируют профсоюзы, администрация, совет депутатов и в последнюю очередь хоккейный клуб "Мотор".

Поэтому "поиск крайних" может только частично помочь в устранении недостатков. В то же время он однозначно наносит вред репутации "Мотора". Вера в нашу команду подрывается, т.к. спортивная борьба подменяется различными дрязгами, что болельщиками оценивается достаточно однозначно: "Все там рвачи и дело с концом".

Достаточно примитивные пути, выбранные иными журналистами в поиске виновных, будь то президент, тренеры, игроки или кто-то другой, дискредитируют идеи спортивной борьбы и авторитет алтайского хоккея. Без выстраивания на новых принципах системы взаимоотношений, описанных выше, когда четко будут регламентироваться функции, обязанности и ответственность сторон, споры на тему "кто виноват" будут носить субъективный характер. Без учета происходящих нарушений в объективной системе оценок праведности в принципе быть не может. При существующем бардаке, куда ни копни, везде что-либо не так. Поиск "правды" при этом может продолжаться бесконечно.

Поэтому попытки разрешения конфликта через "стравливание" различных фигур вряд ли помогут "Мотору". Сегодня он нуждается даже не в "реставрации", а практически в серьезном капремонте. И конечно же не дело губернатора "гасить" различные конфликты. Лучше, если все заинтересованные стороны их устранят в обычном порядке сами.

Заслуга Бугорского в том, что он сохранил клуб и постоянно работал на то, чтобы его укрепить. Без его вклада нечего было бы сегодня делить. Довольно категоричная оценка его работы явно претенциозна. Ошибки случаются у всех, особенно у тех, кто осваивает новые проекты. Поэтому решение Сурикова после "разбора полетов" оставить все на своих местах весьма взвешенное и оправданное. "Мотор" имеет потенциал и хорошие перспективы. И без мешающего делу злопыхательства команда сможет сконцентрироваться на том, чтобы показывать достойную игру и радовать болельщиков. Они очень ждут хороших результатов. Потому что патриоты своей команды и любят хоккей.

Вадим Крестин

7 июля 2001 г.
 



Сайт болельщиков хоккейного клуба "Мотор" Барнаул, 1998-2006.
При использовании информации, размещенной на сайте, ссылка на источник обязательна.
Контактные адреса команды разработчиков сайта.